пятница, 4 мая 2012 г.

методика диагностики

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ
СПОСОБАМИ ПОИКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1.           игровая;
2.           чтение книг;
3.           детское экспериментирование;
4.           труд в уголке природы;
5.           изобразительная деятельность;
6.           конструирование из разных материалов.
Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:


Ф.И. ребенка
Выбор деятельности
1
2
3
4
5
6



























Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (материалы подбираются в соответствии с требованиями программы «Детство» по возрастным группам).
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:

Ф.И. ребенка
Выбор деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8































По методикам «Выбор деятельности» и  «Маленький исследователь»  Л.Н.Прохоровой для удобства восприятия итогов исследования рекомендую оформить круговые диаграммы.



Методика «Радости и огорчения» (И.В.Цветкова).
 Цель: методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.
Перед проведением данной методики проводится занятие познавательного характера с элементами экспериментирования. Использовать методику сразу после занятия нежелательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективным будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.
Беседа с ребенком:
- Что тебя больше всего порадовало во время занятия?
- Что тебя больше всего огорчило во время занятия?
- Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?
- Когда во время занятия ты особенно огорчился?
Анализ ответов фиксируется в таблице:



Ф.И. ребенка
Радости и огорчения
Связанные с самим собой
Связанные с другими людьми, с общением
Познавательного характера,
связанные с исследовательской деятельностью
С процессом
С результатом














Дидактическая проективная методика «Сахар».
Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты  (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако, в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?».
Вопросы:
- Кто взял сахар?
- Куда делся сахар?
- а как проверить, был ли в чае сахар?
Далее проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс - диагностики фиксируются в таблице:

Ф.И. ребенка
Качественный анализ ответов

Полный ответ с аргументами
Правильный ответ без аргументации
Ответ с ошибками
Отсутствие ответа












Количественный анализ ответов:


количество
%
Правильный ответ


Способ проверки


Нет ответа





Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич).
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
1.           Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него попросил? (6 мин.).
2.           Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты у него спросил?  (засчитываются первые пять ответов, 6 мин.).
3.           Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (засчитываются первые пять ответов, 6 мин.).
4.           Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? (5 мин.).
5.           В главной книге страны  Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? (5 мин.).
6.           Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы  ты в таком случае делал? (регистрируются первые пять ответов, 4 мин.).
Из ответов выбираются ответы познавательного характера:
·              Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше;
·              Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов;
·              Низкий уровень познавательной потребности – от 2 и менее ответов.
Качественный анализ:
·              Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливое проявление исследовательского интереса к миру;
·              Средний уровень  - потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем поверхностная;
·              Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушку, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2,3, 4,5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий